Традиции бортников

Медоносная пчела появилась на земле гораздо раньше человека, а тёмная лесная пчела расселилась на территории Урала и Предуралья в ранний послеледниковый период. Первобытные люди, обитавшие в лесах, широко использовали в пищу мёд диких пчёл. Они отыскивали в дуплах деревьев гнёзда и добывали из них мёд.  Изображения  охотников за диким мёдом встречаются в наскальных рисунках, возраст которых - более десяти тысяч лет. Рисунки, повествующие об этом промысле, обнаружены в пещерах Испании, Южного Урала, встречаются в Египте, Индии, Италии и Германии. Повсюду, где обитал человек он добывал дикий мёд. Он был ценнейшим продуктом питания для жителей каменного века- охотников и собирателей.



С появлением железа люди научились изготавливать орудия труда, тогда же они стали устраивать в дереве искусственное дупло для пчел - борть. Так охотник за диким мёдом стал бортником. Выбрав дерево, пригодное для изготовления борти, бортник ставил на нём свой родовой знак. Искусство изготовления борти, выбор медоносного участка леса и дерева, в котором поселятся пчелы - всё это требовало навыков и знаний, приобретаемых с детства и передающихся из поколения в поколение Нередко выбранное дерево оставлялось на несколько лет, чтобы достигнуть необходимого размера, бывало, что в выбранном отцом дереве борть устраивал сын. Борть выдалбливается в стволе дерева на высоте от четырёх до шестнадцати метров. Она имеет вид полости в стволе высотой около полутора метров. В направлении востока имеется маленькое отверстие - леток, а сбоку от него большое продолговатое окно, закрываемое деревянной крышкой- должея. Она применяется для обслуживания борти и извлечения мёда. Готовая борть набивается травами и выстаивается год или два. По прошествии этого времени она заселяется дикими пчёлами в период роения. Для их привлечения к «потолку» борти прикалывается калиновым клинышком кусочек сот. От него и начинают строить языки своих сот новые пчёлы.



Проводя значительную часть жизни в лесу, бортник свободно в нём ориентировался, в совершенстве знал растительный и животный мир. Обходя свои угодья бортник нередко проводил в лесу несколько суток. Такой образ жизни требовал от него недюжинного здоровья, силы, выносливости и сноровки. Деревья с бортями находились на значительном расстоянии друг от друга. Путешествуя по лесу пешком или на лошади бортник нёс собой инструменты- Кирам- кожаный пояс для подъёма на дерево; лянге- деревянную ступеньку, чтобы держаться на высоте, серпе- тонкую верёвку, топор, дымарь, и деревянный сосуд для мёда- у башкир он называется батман. Полное снаряжение бортника было обнаружено археологами в Бирском могильнике на Урале, его возраст- около полутора тысяч лет. В наше время инструменты бортника почти не изменились.



В лесу бортник следил за состоянием своих угодий- убирал бурелом, не допускал возможность пожара. Будучи своими в лесу, бортники были для мира людей источником ценнейшего продукта- мёда, поэтому всегда пользовались почётом и уважением. Во все времена и в разных странах бортники были свободными, не были в рабстве или крепостными. Так сформировалось сословие бортников - вольных людей, живших на стыке цивилизации и леса, хранителей древних традиций. Из поколения в поколение передавали бортники накопленные столетиями знания о лесе и пчёлах, образовывались бортнические династии. Дерево с бортью считалось недвижимым имуществом и собственность на него свято соблюдалась. Обладание бортевыми деревьями было признаком богатства. Чтобы закрепить право собственности, бортник ставил на дерево личный знак- тамгу.

Тамга - древне -тюркское слово. Означает клеймо, тавро, личный или родовой знак. У тюркских народов - знак принадлежности к определенному роду или сословию. Тамгу имели Монгольские Великие Ханы, ставившие её на свои монеты. Ремесленники и мастеровые использовали тамгу как личный товарный знак. Графически тамга является видоизменёнными знаками рунического письма азиатских тюрков.



Распространение тамги происходило с татаро-монгольской экспансией, когда    присвоение тамги использовалось для сбора ясака (оброка). Одновременно тамга становилась отличительным знаком, гербом. Так герб Украины - родовая тамга Киевских князей.

В русском языке тамжить - клеймить, метить. Таможня - место где собирается налог и  ставится клеймо (тамга) на товар пересекающий границу.
У тюркских народов, издавна почитающих тамгу как родовой знак, она является символом связи с предками и передается от отца к сыну. У ногайцев есть поговорка: "Из- за пищи не теряй свою тамгу" - то есть честь.
Башкирские бортники закрепляют тамгой собственность на бортевые деревья. Бортевые знаки имели  большое значение, их наносили на инструменты, одежду, утварь. Часто тамга использовалась вместо подписи или печати. Сын  видоизменял тамгу отца, или привносил в неё новый элемент.

В русской бортнической традиции существовал аналог тамги - знамя. Этот знак вырубался на дереве и имел особое название. Например "Знамя четыре рубежи" или "Знамя калита с поясом". Знамя имело юридическую силу, и если кто решался стесать с дерева чужое знамя и вырубить своё, то есть присвоить борть, то должен был платить 12 гривен штрафу по уложению Русской Правды.
Пользовались тамгой также вогулы, марийцы, коми и другие народы Урала и Поволжья, подобные знаки встречаются в орнаментах народов Крайнего Севера.



В поисках медоносных угодий бортники становились пионерами освоения новых земель. Об этом говорят названия многих населенных пунктов- Бортевое, Бортниково, Пчёльна и т.п.
Во времена войн становились на защиту Отечества, на Руси из бортников-древолазов формировались отряды, отличавшиеся высоким боевым духом.

Бортничество процветало у наших предков, и Русская земля славилась мёдом и воском по всему миру. Этому способствовали огромные леса, изобиловавшие медоносами, сравнительно небольшое развитие земледелия и маленькая плотность населения. Бортевые угодья были во всех областях древней Руси. Иностранцев, попадавших в эти края, поражало обилие пчёл, мёда и воска. О невероятном множестве пчелиных роёв за Дунаем писал ещё Геродот. Бортничество составляло одну из важнейших отраслей промышленности. По некоторым данным в 16 веке добывалось до трёх миллионов пудов мёда в год.  О широком распространении бортевого промысла свидетельствуют славянские фамилии – Бартенёв, Бортнянский, Роев, Медовиков, Пчёлкин, Земцов (земец- пчеловод).  Тюркские фамилии- Тамгизов, Тукмаков.  А самоназвание башкир- башкорты происходит от тюркских слов «баш»- голова и «корт»- пчела.



Расцвет бортничества продолжался до начала 18 века. Технический прогресс привел к развитию промышленности. Для нужд лесохимического производства активно истреблялись леса Мёд стали получать пасечным способом, который менее трудоёмок, а появление импортных "колониальных" товаров(сахара и вина) вызвало уменьшение спроса на бортевой мёд. С появлением керосина снизилось значение воска, так как меньше стали использоваться свечи. В 20 веке бортничество почти совсем исчезло и сохранилось только в нескольких уголках мира. Бортевой мёд, обладающий уникальными свойствами, очень редок и стоит дорого.

Главная ценность бортевого мёда  в его зрелости. Вызревание мёда- долгий процесс, начинающийся с того момента, когда пчела приносит нектар в сотовую ячейку. Мёд выстаивается, загустевает, происходит испарение лишней влаги. В бортях для этого обеспечиваются наилучшие условия, потому что отбор мёда ведётся раз в год- в начале осени. Из улья же мёд откачивают по несколько раз за лето.



Бортевой мёд обязательно перемешан с воском и пергой. В борти отсутствуют рамки, и пчёлы строят соты «языками» неправильной формы, поэтому мёд невозможно отделить обычным способом- в центрифуге.
Ещё одна положительная сторона бортничества- большее соответствие борти естественным условиям жизни пчелиной семьи. Высокое расположение гнезда обеспечивает пчёл более сухим воздухом, чем внизу, в борти более устойчивый температурный режим. Бортевые пчёлы начинают работать раньше, чем те, что живут в улье. У лесных пчёл «рабочий день» на полтора часа дольше, чем у пасечных, они вылетают при более низкой температуре, и даже в дождь.



И наконец- экологическая чистота бортевого мёда- борти и колоды располагаются в глубине лесных массивов и поэтому не содержат вредных примесей от промышленности.





Обсудить на форуме

Комментарии

25.06.2009 сергей (харьков)

,огромнре человеческое спасибо буду рад дальнейшемуобщению


29.04.2009 наталья ц. (ростов-на-дону)

спасибо за такую замечательную познавательную статью!!!


17.02.2009 Алла (Санкт-Петербург)

Запах, вкус и настроение в каждом кадре бортевых угодий.Очень хочу все это увидеть и отведать!!!!!


15.01.2009 Анатолий (Пермь)

Соглашусь с Светланой, сразу захотелось попробовать этот чудо-мёд!)


24.12.2008 Владимир (Чайковский)

Узнал очень интересную информацию про башкир.Мне так интересно узнавать всё новое и новое про пчелу. Я очень рад, что у меня есть возможность получать новую информацию, благодаря новому сайту. Зто супер!!!


24.12.2008 Арина Егорова (пермь)

Ещё одно подтверждение, что мёд и вино - несовместимы. Из-за ввоза вина и сахара - снижение количества пчелосемей. Бортничество = трезвость


30.10.2008 Александр

Башкирия - пчелиная голова. Даже и предположить не мог. Пчелиная республика, здОрово! Спасибо


29.09.2008 Светлана

Захотелось попробовать и поближе познакомиться с этим чудом . Спасибо за информацию.


15.09.2008 Алексей, Пермь

Очень хорошая статья


10.09.2008 Елена Козлова г. Волгоград

Это удивительно вкусный и полезный мед. Очень рекомендую отведать чудо природы -бортевой мед!!!


06.09.2008 Катерина

Очень познавательная и очень полезная информация!


05.09.2008 Надежда

С ума можно сойти!! Бортники казалось бы полностью исчезнувшее сословие, тем не менее все еще живут среди нас!! Надо донести это всем окружающим!


02.09.2008 Николай

Очень интересный и полезный рассказ!


Использование данного сайта означает принятие условий Пользовательского соглашения
Возникли вопросы по работе сайта? Пожалуйста нажмите здесь для связи с администратором